01.08.2002г. “Московский комсомолец” в Смоленске”
В конце июля Смоленщину буквально захлестнула волна памяти жертв
и ветеранов Великой Отечественной. Так, 28 июля 2002 года отмечал свое
двухлетие государственный мемориальный комплекс "Катынь". Это событие
вызвало пристальный интерес прессы и людей, которым не безразлично прошлое
своего народа. А несколькими днями раньше в нашей области прошла совместная
акция берлинской организации ASF ("Aktion Sennenzeichen
Friedensdienste", что в вольном переводе означает "Акция в знак
искупления и на страже мира") и московского "Холокост-центра":
молодые немецкие волонтеры, желая искупить вину их бабушек и дедушек, посетили
места массовых расстрелов в годы второй мировой и помогли навести порядок на
еврейских кладбищах.
Часть 1: Немцы в городе.
Эксклюзивное интервью "МК" в Смоленске"
согласились дать руководители немецкой делегации - Андрэ Дрейхаупт (Andre
Dreyhaupt) и Карин Хартман (Karin Hartman).
- Расскажите, пожалуйста, что такое ASF?
- ASF - это немецкая организация, действующая по всему миру,
преимущественно в тех странах, которые пострадали от фашистской Германии во
время Второй мировой войны. Это США, Великобритания, Бельгия, Чехия, Польша,
Россия, Белоруссия, и, в особенности, Израиль.
Деятельность ASF проходит по двум основным направлениям: это
кратковременные летние лагеря во всех перечисленных странах и долгосрочные гуманитарные
программы.
- Как родилась идея провести такую акцию в нашей области?
- По-моему, это был декабрь прошлого года. Два человека из
московского "Холокост-центра" и сотрудники ASF встретились в Москве и
спланировали эту поездку. И то, что мы делаем сейчас здесь - это как раз такой
летний лагерь, о котором мы говорили. Свою поездку по России мы начали в
субботу 13 июля. Сначала мы встретились в Бресте, в Белоруссии, там был
студенческий конгресс, организованный московским "Холокост-центром".
Там были украинские, белорусские и российские студенты. Мы все вместе общались,
беседовали, слушали доклады - как и положено на конгрессе. Спустя два дня мы
прибыли в Смоленск. Здесь мы пробыли два дня и поехали на еврейское кладбище в
Любавичи, недалеко от Велижа.
В Смоленск мы вернулись в субботу 20 июля - здесь мы
проводили социологический мини-опрос смолян, общались с представителями
еврейской общины, раздавали гуманитарную помощь. Сейчас (23 июля - прим. авт.)
москвичи уже уехали, мы сегодня тоже уезжаем в Москву, а оттуда, в субботу 27
июля, в Берлин. Всего нас здесь было 28 человек - 12 немцев и 16 русских, (6 из
Смоленска и 10 из Москвы), в основном это студенты.
- Нескромный вопрос: чтобы ездить по всему миру пусть даже с
такой благородной целью, требуются немалые средства. Кто спонсирует вашу
деятельность, в частности, эту поездку?
- О, это сложный вопрос... Большую часть денег, конечно же,
выделила ASF. Кроме этого, все немецкие участники сами внесли сумму около 100
евро.
- А какая-нибудь поддержка со стороны немецкого или
российского правительства оказывалась?
- Нет, немецкое правительство денег не давало, это точно.
Возможно, российское правительство помогает московскому
"Холокост-центру", мы этого не знаем. А вот
"Холокост-центр" уже помогал нам, в частности, организовал нашу
встречу со Смоленской еврейской общиной.
- А какие отношения у ASF с церковью?
- ASF была основана в 1958 немецким протестантским
священником Лютером Крайсихем (Lother Kreyssig), поэтому долгое время была
очень тесно связана с церковью. Сейчас сотрудникам ASF вовсе не обязательно
исповедовать какую-либо религию - достаточно простого желания поучаствовать в
наших программах.
- Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что представляют собой
ваши лагеря. В частности, что было сделано на Смоленщине?
- Наши лагеря - это культурная встреча между нами и местными
жителями. В России задача, в первую очередь, - образовательная и
познавательная. Очень здорово, что мы можем пообщаться друг с другом, обсудить
любые вопросы.
Большинство летних лагерей организуются как рабочие лагеря и
группы. Ребята из разных стран работают там примерно две недели все вместе,
общаются друг с другом, узнают о культуре наших стран не по книгам и
телевизору, а "в живую".
Другие цели таких лагерей - идеологическая и нравственная. Мы
посещаем те места, где фашисты расстреливали евреев, убираем кладбища, беседуем
с ветеранами. Это - наш знак того, что мы не принимаем тот "стиль"
жизни, который был в 20-м веке, и от которого пострадали и ваши, и наши предки.
- Если я правильно понял, то основные участники ваших акций -
студенты?
- Да, но это совсем не обязательно. Бывает, что приходят и
люди под шестьдесят. Например, и я, и Карин уже не студенты, но работаем и в
таких лагерях, и в других программах. И таких примеров много. Каждый приходит к
нам за чем-то своим.
- А за чем, если не секрет, пришли в ASF лично вы?
- Чтобы объяснить это, нужно сначала сказать пару слов о том,
как людьми понимается "Холокост" в Германии. Оказывается, это ассоциируется
с газовыми камерами и концентрационными лагерями. Все эти дни мы сидели и
беседовали все вместе: немцы и русские. С одной стороны мы видели ваши
памятники, а с другой - наши семьи. Мы очень много беседовали о войне, о
погибших на ней родных и близких. Это было очень, очень интересно: с одной
стороны были потомки жертв, с другой - агрессоров. Тем более что среди
участников группы были евреи - поверьте, нам было о чем поговорить вместе.
Если же говорить конкретно обо мне - я начал впервые контактировать
с ASF в 2000 году. Тогда мне было 24 года, я учился в университете, изучал
физику. После окончания учебы мое сотрудничество с ASF стало еще плотнее - я
участвовал в long-term voluntary service в Чехии, работал в чешском гетто. Хотя
у меня, если говорить честно, есть и еще одна причина - служба в армии. В
Германии, как и в России, она обязательна для всех молодых людей, а моя работа
в ASP считается альтернативной службой. Кстати, по такой схеме действую не я
один - примерно половина молодых людей в ASF оказались там отчасти по этой
причине. Но только отчасти - поверьте, мы действительно верим в то, чем
занимаемся.
- В начале беседы вы упомянули, что частью вашей миссии в
Смоленске стал социологический опрос. Расскажите о нем, пожалуйста, подробнее.
- Вчера и позавчера (21 и 22 июля - прим. авт.) мы спрашивали
жителей Смоленска о том, что они знают о Холокосте, о нацистах и нацизме в
Германии и в России, о второй мировой войне. Спрашивали мы случайных прохожих,
подробных результатов, конечно, еще нет.
Но тенденция такая: во-первых, все люди с интересом с нами
беседовали. Во-вторых, практически все слышали о Холокосте, но не все четко
представляют себе, что это такое. Так, некоторые отвечали, что Холокост - одна
из "проделок" Сталина!
Потом мы спрашивали: "Где вы услышали о Холокосте
впервые?". Большинство прохожих отвечали, что знали о нем практически
всегда, можно сказать, - им рассказывали об этом в школе или по телевизору.
Следующим нашим вопросом была тема неонацистов. Нам ответили, да, это проблема.
Но какие-то меры против них должно принимать правительство!.. Так ответило
большинство опрашиваемых смолян. Что это будут за меры - никто не знает, что
они будут приняты - уверены.
Часть 2: Катынскому мемориальному комплексу два года.
Историческая справка:
Мемориальный комплекс находится чуть западнее нашего города
между поселками Гнездово и Катынь, в так называемом Катынском лесу. В 30-40
годах двадцатого века на этом месте произошли трагические события, жертвами
которых стали граждане двух стран: Советского Союза и Польши. Здесь в 1940 году
органами НКВД были расстреляны и захоронены тысячи польских военнослужащих, и
здесь же покоится большинство расстрелянных в Смоленске в годы репрессий.
Мемориал создан двумя государствами - Россией и Польшей,
организаторами и инвесторами стали Министерство культуры России и Совет охраны
памяти, борьбы и мученичества Правительства республики Польша. Идея создания
впервые появилась в межправительственном соглашении в 1994 году. После
проведения исследований захоронений польских офицеров и поисковых работ по
установлению захоронений российских граждан, в 1996 году было принято
Постановление правительства РФ о создании мемориала, строительство которого
началось в июне 1999 года. Торжественное открытие состоялось 28 июля 2000 года,
на нем присутствовали более 1000 поляков и свыше 300 смолян и гостей из других
городов.
Сам мемориал состоит из Польского военного кладбища и
российских захоронений. Польское кладбище расположено на территории, где был
расстрелян 4421 польский офицер. После исследования все останки были
перезахоронены в шести братских могилах. Обозначены и оформлены так называемые
"ямы смерти" (места расстрелов), они покрыты чугунными плитами. Все
это окружает стена - символическая граница между миром мертвых и живых. На
стене, по всему периметру, установлены таблички с именами расстрелянных. Крест
и алтарный стол, находящиеся перед стеной, напоминают, что Катынь - место живой
памяти. Символическую роль играет колокол, помещенный ниже уровня земли,
ежедневно в 12.00 звучит поминальный звон.
Центральной частью российского мемориала являются места
захоронений, которые представляют собой огражденные холмики земли и поминальные
площадки. Пешеходные дорожки и мостики ведут от одной могилы к другой. Над всем
мемориалом возвышается православный крест.
Это первый в России международный мемориал жертвам
тоталитарных репрессий. В 2001 году на Московском архитектурном смотре
"Золотое сечение" он был признан лучшим ландшафтным объектом. За
время его существования это место посетили около 100 тысяч человек, постоянно
обновляется историческая и материально-техническая база.
28 июля около 11.00 на первой ритуальной площадке мемориала
состоялся митинг, посвященный двухлетию комплекса. Эта дата отмечается каждый
год, но не как траурный день, а как день, олицетворяющий живую память. Когда-то
на этом месте произошла общая трагедия двух народов, и поэтому почтить память
пришли и русские и поляки - те, чьи родственники покоятся на кладбище
мемориала, туристы и просто люди, которым дорога история нашей страны, какой бы
печальной она не была. Из почетных гостей присутствовали представители
ассоциаций "Жертвы политических репрессий" и "Польский дом в
Смоленске", краеведческий клуб "Феникс", представители
образовательных учреждений и Тверского мемориала и, конечно же, делегация из
Польши. Несмотря на громкое название - митинг, громких и пафосных речей здесь
не было. Желающие просто подходили к микрофону и говорили о том, как важно
помнить и знать, знать правду. Все прекрасно понимали, что нет разницы в том,
кто лежит здесь под могильными плитами, поляк или русский. Это были люди,
которые просто хотели жить.
После митинга состоялись заупокойные службы сначала на
русском, а потом и на польском кладбище. Все это время в выставочном павильоне
мемориала беспрерывно демонстрировался фильм, посвященный событиям,
произошедшим на этой земле, и образованию самого мемориала.