ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
В.И.Редюхин,
Руководитель консультационно-образовательного направления
центра “Социальное партнерство”
Уважаемые коллеги, говоря сегодня о перспективах развития идей социального партнерства, в первую очередь, хочется подчеркнуть системный характер обсуждаемого подхода. Предыдущие выступающие говорили о некоторых философских и методологических основаниях социального партнерства, эти основания представлены в культуре в содержании постнеклассической философии: синергетике Хакена, теории самоорганизации Морена, моделях детерминированного хаоса Пригожина и т.д.
Ирина Григорьевна Леонова подробно остановилась на идеологии социального партнерства. Далее будут обсуждены проблемы нормативно-правового, финансово-экономического, информационного и других видов обеспечения социального партнерства, его практической реализации во взаимодействии государственного, бизнес-сектора и третьего негосударственного секторов экономики как в России, так и за рубежом. Я остановлюсь на вопросах “что и как делать” для организации социального партнерства на уровне локальных территорий, то есть на технологиях социального партнерства как одного из возможных ресурсов устойчивого социально-экономического развития этих территорий.
Социально-экономическая ситуация в Москве и регионах настоятельно требует изыскания новых ресурсов. В первую очередь это касается ресурсов управления. Хроническая недостаточность финансовых средств заставляет местные власти обратиться к нетрадиционным ресурсам управления – образованию, повышению профессионального уровня, управлению проектами и информационными потоками, демократизации управления, организации кооперации между конкурирующими структурами, находящимися в условиях общей недостаточности ресурсов.
Наиболее очевидным, но трудно используемым ресурсом, является кооперация на месте всех сторон, потенциально заинтересованных в социально-экономическом развитии территории: местных администраций, представительной власти, промышленных предприятий, финансово-промышленных корпораций, малого и среднего бизнеса, общественных формирований и организаций “третьего сектора”, науки и образования, региональных и национальных элит, отдельных граждан и их сообществ.
В условиях сегодняшней ситуации взаимного недоверия эффективное взаимодействие общественных и государственных структур является первым необходимым шагом на пути кооперации всех возможных субъектов развития территории, формирования местного сообщества и становления системы местного самоуправления в России.
Установление партнерских отношений с общественно-политическими и общественно-гражданскими формированиями на территории позволяет власти не только успешно решать электоральные проблемы, способствует снижению социальной напряженности в регионе и муниципальном образовании, но и снизить финансовые затраты за счет:
· построения механизмов адресной социальной помощи;
· содействия переходу общественных организаций из позиции просителей к оказанию населению различного типа социальных услуг и выходу на самообеспечение;
· передачи некоммерческим организациям третьего сектора некоторых административных функций на основе конкурсности социального и муниципального заказа;
· привлечения в город (район, округ, муниципальное образование) путем создания силами НКО социально значимых проектов и программ, инвесторов и доноров, дополнительного финансирования из федеральных программ и от отечественных и зарубежных благотворительных Фондов;
· использования ресурсов благотворительности и потенциала волонтерской деятельности.
В итоге обращения к новым ресурсам возможно изменение существующего сегодня стереотипа, рассматривающего экономику как пополняющую доходную часть бюджета, а социальную сферу - как расходную его составляющую. При этом возникает новое видение территории и региона как сферы не только “реальной” или “социально-ориентированной” экономики, но и целостной - “социальной экономики”, что, в свою очередь, может устранить снисходительно-патронирующее отношение местной власти к населению и общественности, мобилизовать активность жителей на развитие города, района, территории; а также раскрыть возможности человеческого потенциала для решения общих насущных проблем.
Для установления партнерских отношений с общественными формированиями в целях устойчивого социально-экономического развития территории и повышения качества жизни населения нужны специальные, отработанные и проверенные на опыте методики, способы и действия.
За два года работы совместного международного проекта Правительства Москвы и ПРООН “Экспериментальный Центр взаимодействия общественных и государственных структур “Социальное партнерство” (национальный директор – Швецова Л.И., руководитель проекта – Леонова И.Г.) в ходе экспериментально-исследовательской деятельности разработана стратегия социального партнерства: ее методология, идеология, основанная на принципе взаимодополнительности - и технология социального партнерства (ТСП) как одного из возможных управленческих инструментов социальной политики, направленной на устойчивое социально-экономическое развитие территорий городов, регионов, районов. По общему мнению, эти разработки востребованы местной властью и актуальны для сегодняшней ситуации в России.
Технологии социального партнерства (ТСП) выступают в качестве семи ступеней лестницы движения местной власти и общественности навстречу друг другу (рис.1). Часть из них опробована и реализована на экспериментальной площадке Центра “Социальное партнерство” - в Северо-Западном Административном округе Москвы, часть существует пока в теории, оставаясь дальнейшей перспективой работы Центра.
ТСП-1. Формирование информационного пространства в городе и организация публичных дискуссий по насущным проблемам эффективного взаимодействия власти и общественности для социально-экономического развития.
Идея партнерства станет движущей силой, в случае если “овладеет народными массами”. Доверие между партнерами – различными субъектами социально-экономического развития территории, возникает при “прозрачности” и открытости взаимных намерений и действий. Особенно это касается принятия стратегических, жизненно важных решений относительно городского развития: местного бюджета, градостроительства, рынка труда и занятости, миграций, безопасности и правопорядка, жилищно-коммунальной реформы, социальных программ, экономической и промышленной политики и т.д.
Главной задачей первого этапа реализации новой социально-экономической политики с помощью технологий социального партнерства является вовлечение всех заинтересованных в местном развитии сторон в публичное обсуждение насущных проблем повседневной жизни населения и граждан.
Основную роль в этом играют средства массовой информации: газеты, радио, телевидение и соответствующий уровень профессиональной компетенции специализирующихся в области социальной тематики журналистов.
ТСП-2. Обследование, диагностика и анализ эффективности взаимодействия общественных и государственных структур конкретной территории.
Обследование, диагностика и анализ эффективности взаимодействия общественных и государственных структур является одним из средств определения общего состояния системы городского муниципального управления. Технология позволяет выявить основные рассогласования и конфликты внутри структуры городских отношений, оказывающие негативное влияние на социально-экономическое развитие территории.
Без предварительного внешнего и независимого анализа невозможно определить приоритеты взаимодействия власти и общественности, построить средства совершенствования их взаимодействия.
ТСП-3. Погружение в существующий опыт, проведение стажировок за рубежом, в регионах и в Центре “Социальное партнерство” Правительства Москвы и Программы развития ООН.
Освоение технологий социального партнерства зависит от особенностей территории и определяется ее спецификой. Прежде чем приступить к конкретной работе по организации эффективного взаимодействия общественных и государственных структур и других субъектов устойчивого социально-экономического развития территории, необходимо понять как это делают другие, погрузиться в проблематику и способы действий тех, кто уже накопил опыт в этой области.
Это можно сделать при сотрудничестве представителей местной власти и лидеров общественных организаций с их выездом за рубеж (США, Германия) или на мини-стажировку в Центр “Социальное партнерство” для непосредственного ознакомления с поисками и находками в решении проблем эффективного взаимодействия местной власти и общественности.
ТСП-4. Проведение Школ социального партнерства по совместному обучению представителей местной администрации и общественности методам и формам эффективного взаимодействия и новым профессиям в социальной сфере.
Образование, повышение квалификации и подготовка кадров являются необходимыми ресурсами для разворачивания технологий социального партнерства.
Формой обучения выступают Школы социального партнерства – одно-, двух-трехдневные семинары в Москве или с выездом специалистов в регионы, в процессе которых участники – представители местных администраций и лидеры общественных организаций - не только знакомятся с информацией по требуемой проблематике, но и могут в активных формах погрузиться в предметное содержание через имитационные игры, обучающие тренинги, создание собственных проектов и программ.
Содержанием Школ социального партнерства может выступать трансляция накопленного опыта взаимодействия общественных организаций по определенному профилю: дети-сироты, инвалиды, жилищники и т.д.
В Школах социального партнерства можно получить дополнительное образование и сертификат по новым профессиям в социальной сфере, связанным с технологиями социального партнерства:
· менеджер общественных некоммерческих организаций по определенному профилю;
· координатор групп непосредственного общения при проведении проектно-проблемных семинаров;
· разработчик социально значимых проектов социально-экономического развития территории:
· организатор детско-взрослого сопроектирования;
· консультант по созданию социально значимых проектов;
· эксперт-оценщик социально-экономических проектов и программ;
· организатор конкурсов общественно значимых проектов и руководитель конкурсной комиссии.
ТСП-5. Привлечение общественности к решению приоритетных проблем социально-экономического развития территорий
Основным препятствием во взаимодействии местной власти и общественности является пассивность населения в решении задач социально-экономического развития территории и потребительская позиция общественных организаций, выступающих в качестве просителя бюджетных средств и не умеющих оказывать социальные услуги населению.
Партнерские отношения с местными администрациями затруднены разобщенностью между собой самих общественных организаций. Население и общественность, как правило, не знакомы с приоритетами развития территории и не озабочены проблемами стоящими перед самой властью.
При этом встает задача организации работы с профильными группами общественных организаций, объединенных проблемами данной целевой социальной группы: инвалиды, дети-сироты и т.д. Параллельно необходимо организовать клубы межличностного, делового и профессионального общения представителей общественности и местной власти, координационные советы по развитию территории.
На этом этапе организуются презентации, Фестивали-смотры или ярмарки творческих работ и социально-значимых проектов общественных организаций, проводятся публичные акции взаимного признания местной власти и общественности и мероприятия для повышения приоритета благотворительной и волонтерской деятельности, привлечения доноров и инвесторов на территорию.
ТСП-6. Организация и проведение конкурсов общественно-значимых проектов и программ, направленных на социальное развитие территории
Общественность и местные власти по-разному видят и описывают ситуацию в территории. Население озабочено своими повседневными заботами и проблемами, а управленцы-администраторы ищут средства для влияния на экономические, хозяйственные, социальные и другие процессы идущие в территории. Отсутствует язык взаимопонимания, в качестве которого может выступать пока мало освоенный проектно-программный подход, организация и проведение конкурсов и тендеров социально значимых проектов.
Социально значимые проекты, разработанные общественностью, могут, при специальной организации работ совместно с государственными структурами, объединяться в социальные целевые программы, а затем выставляться на аукцион для поиска возможных отечественных и зарубежных инвесторов.
Такой подход способствует аккумуляции средств на выделенных местной властью приоритетных направлениях городского развития, препятствует коррупции и возможному распылению средств и создает благоприятный инвестиционный климат территории.
Общественные организации получают навыки оказания социальных услуг населению, могут участвовать в социальном и муниципальном заказе, чтобы впоследствии выполнять некоторые государственные функции и полномочия в социальной сфере.
ТСП-7. Проведение очных и дистанционных консультаций по проблемам эффективного взаимодействия власти и общественности и экспертизы социальных проектов.
Связующим звеном между перечисленными ступеньками движения власти и общественности навстречу друг другу выступает сопровождающее консультирование, осуществляемое на сегодняшний момент сотрудниками Центра “Социальное партнерство”, мониторинг и оценка эффективности и результативности совместных действий, анализ изменений ситуации, ее прогнозирование, контроль и опережающее вмешательство.
Последовательность реализации технологий социального партнерства – не одноразовая акция, а долговременный цикл работ по привлечению новых ресурсов городского развития, активизации “социального капитала” и повышению инвестиционной привлекательности территории.
Опыт показывает, что для внедрения полного цикла работ по технологиям социального партнерства территории требуется от полутора до двух лет.