01.08.2002г. “Московский комсомолец”  в Смоленске”

В. Вирин,  Т. Надеждина // Человек без памяти - человек без будущего

 

В конце июля Смоленщину буквально захлестнула волна памяти жертв и ветеранов Великой Отечественной. Так, 28 июля 2002 года отмечал свое двухлетие государственный мемориальный комплекс "Катынь". Это событие вызвало пристальный интерес прессы и людей, которым не безразлично прошлое своего народа. А несколькими днями раньше в нашей области прошла совместная акция берлинской организации ASF ("Aktion Sennenzeichen Friedensdienste", что в вольном переводе означает "Акция в знак искупления и на страже мира") и московского "Холокост-центра": молодые немецкие волонтеры, желая искупить вину их бабушек и дедушек, посетили места массовых расстрелов в годы второй мировой и помогли навести порядок на еврейских кладбищах.

Часть 1: Немцы в городе.

Эксклюзивное интервью "МК" в Смоленске" согласились дать руководители немецкой делегации - Андрэ Дрейхаупт (Andre Dreyhaupt) и Карин Хартман (Karin Hartman).

- Расскажите, пожалуйста, что такое ASF?

- ASF - это немецкая организация, действующая по всему миру, преимущественно в тех странах, которые пострадали от фашистской Германии во время Второй мировой войны. Это США, Великобритания, Бельгия, Чехия, Польша, Россия, Белоруссия, и, в особенности, Израиль.

Деятельность ASF проходит по двум основным направлениям: это кратковременные летние лагеря во всех перечисленных странах и долгосрочные гуманитарные программы.

- Как родилась идея провести такую акцию в нашей области?

- По-моему, это был декабрь прошлого года. Два человека из московского "Холокост-центра" и сотрудники ASF встретились в Москве и спланировали эту поездку. И то, что мы делаем сейчас здесь - это как раз такой летний лагерь, о котором мы говорили. Свою поездку по России мы начали в субботу 13 июля. Сначала мы встретились в Бресте, в Белоруссии, там был студенческий конгресс, организованный московским "Холокост-центром". Там были украинские, белорусские и российские студенты. Мы все вместе общались, беседовали, слушали доклады - как и положено на конгрессе. Спустя два дня мы прибыли в Смоленск. Здесь мы пробыли два дня и поехали на еврейское кладбище в Любавичи, недалеко от Велижа.

В Смоленск мы вернулись в субботу 20 июля - здесь мы проводили социологический мини-опрос смолян, общались с представителями еврейской общины, раздавали гуманитарную помощь. Сейчас (23 июля - прим. авт.) москвичи уже уехали, мы сегодня тоже уезжаем в Москву, а оттуда, в субботу 27 июля, в Берлин. Всего нас здесь было 28 человек - 12 немцев и 16 русских, (6 из Смоленска и 10 из Москвы), в основном это студенты.

- Нескромный вопрос: чтобы ездить по всему миру пусть даже с такой благородной целью, требуются немалые средства. Кто спонсирует вашу деятельность, в частности, эту поездку?

- О, это сложный вопрос... Большую часть денег, конечно же, выделила ASF. Кроме этого, все немецкие участники сами внесли сумму около 100 евро.

- А какая-нибудь поддержка со стороны немецкого или российского правительства оказывалась?

- Нет, немецкое правительство денег не давало, это точно. Возможно, российское правительство помогает московскому "Холокост-центру", мы этого не знаем. А вот "Холокост-центр" уже помогал нам, в частности, организовал нашу встречу со Смоленской еврейской общиной.

- А какие отношения у ASF с церковью?

- ASF была основана в 1958 немецким протестантским священником Лютером Крайсихем (Lother Kreyssig), поэтому долгое время была очень тесно связана с церковью. Сейчас сотрудникам ASF вовсе не обязательно исповедовать какую-либо религию - достаточно простого желания поучаствовать в наших программах.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что представляют собой ваши лагеря. В частности, что было сделано на Смоленщине?

- Наши лагеря - это культурная встреча между нами и местными жителями. В России задача, в первую очередь, - образовательная и познавательная. Очень здорово, что мы можем пообщаться друг с другом, обсудить любые вопросы.

Большинство летних лагерей организуются как рабочие лагеря и группы. Ребята из разных стран работают там примерно две недели все вместе, общаются друг с другом, узнают о культуре наших стран не по книгам и телевизору, а "в живую".

Другие цели таких лагерей - идеологическая и нравственная. Мы посещаем те места, где фашисты расстреливали евреев, убираем кладбища, беседуем с ветеранами. Это - наш знак того, что мы не принимаем тот "стиль" жизни, который был в 20-м веке, и от которого пострадали и ваши, и наши предки.

- Если я правильно понял, то основные участники ваших акций - студенты?

- Да, но это совсем не обязательно. Бывает, что приходят и люди под шестьдесят. Например, и я, и Карин уже не студенты, но работаем и в таких лагерях, и в других программах. И таких примеров много. Каждый приходит к нам за чем-то своим.

- А за чем, если не секрет, пришли в ASF лично вы?

- Чтобы объяснить это, нужно сначала сказать пару слов о том, как людьми понимается "Холокост" в Германии. Оказывается, это ассоциируется с газовыми камерами и концентрационными лагерями. Все эти дни мы сидели и беседовали все вместе: немцы и русские. С одной стороны мы видели ваши памятники, а с другой - наши семьи. Мы очень много беседовали о войне, о погибших на ней родных и близких. Это было очень, очень интересно: с одной стороны были потомки жертв, с другой - агрессоров. Тем более что среди участников группы были евреи - поверьте, нам было о чем поговорить вместе.

Если же говорить конкретно обо мне - я начал впервые контактировать с ASF в 2000 году. Тогда мне было 24 года, я учился в университете, изучал физику. После окончания учебы мое сотрудничество с ASF стало еще плотнее - я участвовал в long-term voluntary service в Чехии, работал в чешском гетто. Хотя у меня, если говорить честно, есть и еще одна причина - служба в армии. В Германии, как и в России, она обязательна для всех молодых людей, а моя работа в ASP считается альтернативной службой. Кстати, по такой схеме действую не я один - примерно половина молодых людей в ASF оказались там отчасти по этой причине. Но только отчасти - поверьте, мы действительно верим в то, чем занимаемся.

- В начале беседы вы упомянули, что частью вашей миссии в Смоленске стал социологический опрос. Расскажите о нем, пожалуйста, подробнее.

- Вчера и позавчера (21 и 22 июля - прим. авт.) мы спрашивали жителей Смоленска о том, что они знают о Холокосте, о нацистах и нацизме в Германии и в России, о второй мировой войне. Спрашивали мы случайных прохожих, подробных результатов, конечно, еще нет.

Но тенденция такая: во-первых, все люди с интересом с нами беседовали. Во-вторых, практически все слышали о Холокосте, но не все четко представляют себе, что это такое. Так, некоторые отвечали, что Холокост - одна из "проделок" Сталина!

Потом мы спрашивали: "Где вы услышали о Холокосте впервые?". Большинство прохожих отвечали, что знали о нем практически всегда, можно сказать, - им рассказывали об этом в школе или по телевизору. Следующим нашим вопросом была тема неонацистов. Нам ответили, да, это проблема. Но какие-то меры против них должно принимать правительство!.. Так ответило большинство опрашиваемых смолян. Что это будут за меры - никто не знает, что они будут приняты - уверены.

Часть 2: Катынскому мемориальному комплексу два года.

Историческая справка:

Мемориальный комплекс находится чуть западнее нашего города между поселками Гнездово и Катынь, в так называемом Катынском лесу. В 30-40 годах двадцатого века на этом месте произошли трагические события, жертвами которых стали граждане двух стран: Советского Союза и Польши. Здесь в 1940 году органами НКВД были расстреляны и захоронены тысячи польских военнослужащих, и здесь же покоится большинство расстрелянных в Смоленске в годы репрессий.

Мемориал создан двумя государствами - Россией и Польшей, организаторами и инвесторами стали Министерство культуры России и Совет охраны памяти, борьбы и мученичества Правительства республики Польша. Идея создания впервые появилась в межправительственном соглашении в 1994 году. После проведения исследований захоронений польских офицеров и поисковых работ по установлению захоронений российских граждан, в 1996 году было принято Постановление правительства РФ о создании мемориала, строительство которого началось в июне 1999 года. Торжественное открытие состоялось 28 июля 2000 года, на нем присутствовали более 1000 поляков и свыше 300 смолян и гостей из других городов.

Сам мемориал состоит из Польского военного кладбища и российских захоронений. Польское кладбище расположено на территории, где был расстрелян 4421 польский офицер. После исследования все останки были перезахоронены в шести братских могилах. Обозначены и оформлены так называемые "ямы смерти" (места расстрелов), они покрыты чугунными плитами. Все это окружает стена - символическая граница между миром мертвых и живых. На стене, по всему периметру, установлены таблички с именами расстрелянных. Крест и алтарный стол, находящиеся перед стеной, напоминают, что Катынь - место живой памяти. Символическую роль играет колокол, помещенный ниже уровня земли, ежедневно в 12.00 звучит поминальный звон.

Центральной частью российского мемориала являются места захоронений, которые представляют собой огражденные холмики земли и поминальные площадки. Пешеходные дорожки и мостики ведут от одной могилы к другой. Над всем мемориалом возвышается православный крест.

Это первый в России международный мемориал жертвам тоталитарных репрессий. В 2001 году на Московском архитектурном смотре "Золотое сечение" он был признан лучшим ландшафтным объектом. За время его существования это место посетили около 100 тысяч человек, постоянно обновляется историческая и материально-техническая база.

28 июля около 11.00 на первой ритуальной площадке мемориала состоялся митинг, посвященный двухлетию комплекса. Эта дата отмечается каждый год, но не как траурный день, а как день, олицетворяющий живую память. Когда-то на этом месте произошла общая трагедия двух народов, и поэтому почтить память пришли и русские и поляки - те, чьи родственники покоятся на кладбище мемориала, туристы и просто люди, которым дорога история нашей страны, какой бы печальной она не была. Из почетных гостей присутствовали представители ассоциаций "Жертвы политических репрессий" и "Польский дом в Смоленске", краеведческий клуб "Феникс", представители образовательных учреждений и Тверского мемориала и, конечно же, делегация из Польши. Несмотря на громкое название - митинг, громких и пафосных речей здесь не было. Желающие просто подходили к микрофону и говорили о том, как важно помнить и знать, знать правду. Все прекрасно понимали, что нет разницы в том, кто лежит здесь под могильными плитами, поляк или русский. Это были люди, которые просто хотели жить.

После митинга состоялись заупокойные службы сначала на русском, а потом и на польском кладбище. Все это время в выставочном павильоне мемориала беспрерывно демонстрировался фильм, посвященный событиям, произошедшим на этой земле, и образованию самого мемориала.

 

Хостинг от uCoz